Торжественное открытие состоялось в лекционном зале музейно-выставочного центра. Работ в маленьком зале немного, но они очень различные: организаторам удалось показать всю красоту палитры за двухтысячелетнюю историю церкви, ее художественный опыт.
– Через иконы мы можем прикоснуться к тайне боговоплощения, тайне нашего спасения, – сказал насельник Николо-Малицкого мужского монастыря иеромонах Никодим. – Не случайно в центральной части зала как доминанта выставки – распятие Христово. Мы проповедуем красками. Эта выставка – безмолвная проповедь. Каждый человек, который войдет в этот зал, может стать сопричастным Божественной красоте. Сам Господь – это красота, это одно из его имен. Создавая красоту, мы уподобляемся ему.
Культурный шок
Об истории экспозиции, подобной этой, рассказал народный художник Российской Федерации Евгений Антонов. 30 лет назад Союз художников на основе иконописной школы Андрея Запруднова организовал выставку в малом зале выставочного центра. Она пользовалась громадным успехом: в начале 90-х люди начали открывать для себя веру, а художники – православное искусство. Но Андрей Запруднов результат деятельности своей школы называл ремеслом: он понимал, что искусством это не является, художники профессионального уровня еще не достигли. Через десять лет выставку повторили, и там уже были представлены настоящие произведения искусства. Спустя пять лет – еще одна выставка, качество работ которой оказалось на удивление высоким. Тверские художники-иконописцы стали выставлять свои работы на межреспубликанских, зональных, всероссийских выставках, отбор произведений на которые был очень серьезным.
– За 15 лет наши художники достигли высокого профессионального уровня. Начиная с первой выставки и заканчивая третьей, – грандиозный отрыв. Сегодня я вошел в этот маленький зал и замер. У меня культурный шок. Здесь собраны высочайшие произведения искусства.
Председатель епархиального отдела по вопросам культуры протоиерей Роман Манилов напомнил, что во времена князя Михаила Тверского в нашем городе был Феодоровский монастырь, сейчас на его месте, на острове Памяти, стоит храм в честь Михаила Тверского. Там работали византийские монахи – переводили книги, писали иконы. Михаил Тверской хорошо понимал ценность наследия Византийской империи, всячески старался перенести на тверскую землю все, что есть лучшего в мировой культуре. Самым лучшим тогда, да и сейчас, остается наследие Византийской империи. Приблизить его к нашему времени, вернуться к истокам периода расцвета живописи и мозаичного искусства стало задачей организаторов выставки. Инициатором ее выступил Николо-Малицкий монастырь, который являет собой попытку перенесения на нашу землю греческого идеала православия.
– Впечатления переполняют, – сказал о выставке протоиерей Сергей Чивиков, руководитель отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации, созданного почти два года назад в епархии, что протоиерей Сергей Чивиков считает своевременным событием. Важно, чтобы при строительстве храма заказчик руководствовался не только своим вкусом. Отец Сергий привел такой пример: на предложение хотя бы иконостас сделать в традициях церковного искусства поступил ответ, что заказчик любит барокко. И иконы – не предмет ширпотреба. Несмотря на то что открывается много школ, появляются слащавые образы, никакого отношения к иконописи не имеющие. Это делается ради прибыли, производство поставлено на поток.
Протоиерей Сергей Чивиков рассказал об истории иконоборческого периода, который проходил в VIII–IX веках и завершился иконопочитанием, протестантами впоследствии отвергнутое. Римо-католики заменили его на искусствопочитание – икона стала выхолащиваться и исчезать, ей на смену пришла живопись.
– Что удивительно, икона стала раскрываться и по-новому звучать в период атеизма, в XX веке. Сейчас расцвет иконописного искусства, – утверждает протоиерей Сергей Чивиков.
Елена Антонова, председатель сектора церковного искусства Тверского отделения Союза художников России, автор представленных на выставке работ и ее куратор, сказала:
– Все, что вы видите здесь, – благодарность нашим древним коллегам, которые больше 700 лет украшали тверскую землю прекрасным искусством. Надеемся, что мы достойны постоять немного рядом с этими мастерами.
Как родилась «Троица»
О том, как соотносится традиционное и современное церковное искусство, рассказал после открытия выставки иеромонах Никодим, иконописец, работы которого здесь представлены.
– Границы между традиционным и современным церковным искусством нет: церковь – единый организм. Она никогда не стоит на месте, всегда развивается, но у нее всегда есть твердое основание – ее традиции. В современной иконе, в любом образе, если приглядеться, вникнуть в суть, мы увидим древние черты. В иконе Симона Ушакова, написанной в период перехода к реализму, к западному искусству, проступают древние образы фаюмских портретов II–III веков. Каждая фреска не только повторяет внешние художественные очертания, рисунок, силуэты – в ней закладывается суть, духовность.
Икона написана для молитвы и с молитвой, она может быть сделана мастерски, но, если ее писали без Божественного вдохновения, без помощи свыше, это всегда видно: изображение будет мертвым. Для восприятия церковного искусства надо смотреть не только на эстетическое и духовное, не только на художественную часть, а на все вместе. Как родилась Троица Андрея Рублева: это заоблачный уровень мастерства и высочайший уровень духовной жизни. Когда удается сочетать эти два сложно сочетаемых фактора, получается Андрей Рублев. Но обычно бывает перекос в ту или иную сторону.
В духе традиций
Например, иконописец, современный святой Софроний Сахаров не обладал высоким мастерством искусства иконы. Они написаны просто, даже наивно, но смотреть на них приятно, отрываться от них не хочется, потому что – с молитвой. Когда такие образы, написанные святыми людьми в наивном стиле, поставишь рядом с высокохудожественными образами, нет дискомфорта: цель одна и суть одна.
– Церковь была катализатором создания чего-то нового, – сказал иеромонах Никодим, – но суть в том, чтобы суметь создать это новое в духе традиции. Увидев только что созданный образ современного святого, можно решить, что это древняя икона: настолько все удивительно лаконично. Сложность в том, чтобы создать новую икону, но как будто бы ее написали 500 лет назад. Как изобразить нового святого, например, святителя Луку Войно-Ясенецкого, чтобы он был стопроцентно узнаваемым по фотографии и при этом чтобы икона не превратилась в картину? Создать новый образ, основываясь на традиции. Для этого надо соединить и художественное ремесло, и молитву этому святому, прочувствовать его эпоху, чтобы образ передавал его мученическую жизнь.
Елена Антонова. Цветная мозаика, Святитель Арсений, епископ Тверской Константин Федоров. Святой отрок
Константин Ефесский