Но если «Эхо БДФ» прогремело у нас в первый раз, то с «Большими гастролями» наши зрители знакомы давно.
Проект Минкульта России действует с 2014 года, и за эти годы у нас побывали с гастролями театры из Барнаула, Рязани, Орла, Саратова, Сухума, других городов. Осенью прошлого года в Тверском театре драмы выступал ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия – Алания. Не прошло и полгода, как на сцене ТЮЗа свои спектакли сыграл Республиканский молодежный театр из Донецка, а 13 сентября в Тверь приехал Русский театр имени Вахтангова из Владикавказа, и тоже по проекту «Большие гастроли».
По поводу этого названия следует заметить, что если в советские времена снег, может, белее и не был, но гастроли точно были значительно более длительными. Тверские театры отправлялись в поездку весной, а возвращались в конце лета. В каждом из трех, а бывало, и четырех городов они жили месяц и играли едва ли не весь свой репертуар.
А в это же время в их родном городе все лето работали труппы, чаще всего музыкально-драматических театров – своего музыкального театра у нас нет и не было, потому так любили наши люди музыкальные комедии, водевили, оперетты, не говоря уже об опере и балете.
Такие перемещения театров происходили практически со всеми театрами страны, о чем с ностальгией вспомнил на пресс-конференции в день открытия «Больших гастролей» в Твери худрук Владикавказского театра Владимир Уваров. Впрочем, для печали у наших гостей особых оснований нет – театр ведет на редкость активную фестивальную и гастрольную жизнь.
Совсем недавно коллектив вернулся из Калининграда, где успешно выступил, а потом и договорился с новыми друзьями меняться гастролями. Дружит Вахтанговский владикавказский театр и с Вахтанговским московским театром, они часто ездят друг к другу на гастроли. После того как наши гости сыграют свои спектакли в Твери, они отправятся на фестиваль в Махачкалу, а после открытия первого октября сезона в своем городе уедут на гастроли в Баку.
Худрук считает, что гастроли и фестивали важны: они дают возможность проверить себя на другом зрителе. Так же ценно участие в постановочном процессе приглашенных режиссеров разных школ и направлений. Это обогащает актеров – работа с учениками Эфроса, Товстоногова, Фоменко помогает актерам профессионально расти.
Он рассказал о своем театре, старейшем на Северном Кавказе. Своим указом Александр II нарек крепость Владикавказ форпостом юга России – это стратегически важная для страны территория, отсюда начинается Военно-Грузинская дорога.
– А с 1871 года началась и история театра, – продолжал Владимир Уваров. – Надоело офицерам пить и стреляться на дуэлях, сбросились и построили театр. Настоящий, с ложами, бельэтажами, отличной акустикой. Нам есть чем гордиться: во Владикавказе по дороге в Тифлис останавливался Пушкин, бывали Дюма и Серафимович. Отсюда родом Рубен и Евгений Симоновы, свой творческий путь начинал на сцене нашего театра Евгений Вахтангов, здесь гастролировали многие выдающиеся актеры тех лет. Михаил Булгаков, занесенный судьбой с Белой армией во Владикавказ, лечил от тифа офицеров и сам заболел. Когда пришел в себя и увидел красные флаги, был вынужден остаться в городе и начать писать. Родина Булгакова-писателя не Киев, где он родился, а Владикавказ, где написал четыре пьесы, в том числе «Дни Турбиных», и поставил для нашего театра, где работал заведующим литературной частью. Сейчас Владикавказ – город многонациональный. И это – самый культурный город в мире: у нас действуют семь театров.
Наилучший жанр
Южное ли жизнелюбие тому причиной, но Владикавказская труппа играла для взрослого тверского зрителя только комедии, это «Лес» Александра Островского – им открывались гастроли, «Бал воров» Жана Ануя и «Леший» Антона Чехова. Причем комедии не в номинальном смысле: пьесы Чехова и Островского обычно не слишком веселые. Казалось бы, что смешного в трагической пьесе «Вишневый сад», называемой комедией и упоминаемой здесь только как самый известный пример такого несовпадения? Или в грустных диалогах произведения «Леший», переработанного впоследствии автором в комедию «Дядя Ваня»? В пьесе «Лес» есть элементы водевиля, но все-таки подавляет фон безотрадной и темной провинциальной жизни с ее нравами. Название усадьбы барыни, которая продает лес, говорит само за себя – Пеньки.
Тем не менее спектакль по пьесе «Леший», которую Чехов назвал самой несмешной своей пьесой, получился у артистов из Владикавказа уморительно смешным.
Три часа, пока на сцене играли «Лес», пролетели незаметно, и все это время в зале не смолкал смех. Болгарский режиссер Богдан Петканин, на счету которого пять спектаклей во Владикавказском русском театре драмы, в том числе «Лес» и «Леший», – автор отличных находок, сделавших эти представления очень живыми, веселыми. Вставка, которой в пьесе Островского нет, – «Мышеловка» из Гамлета, разыгрываемая, как и у Шекспира, заезжими артистами, а в данном случае и с привлечением всех обитателей усадьбы Гурмыжской, выглядит феерической, мастерски сделанной пародией и идет в невероятном темпе в сопровождении непрерывного хохота зрителей.
И даже такие вроде бы неприятные персонажи, как Гурмыжская и Буланов, вызывают не отвращение, а интерес и смех. Если смотреть на мир через призму юмора, он проясняется, становится светлее и радостнее. Наша последняя надежда – не театр военных действий, а театр комедии, фарса, бурлеска, юмора, водевиля, шутки и так далее – всего того, что делает жизнь более полной и отрадной, что утешает и развлекает.
При условии, конечно, если пьесы сочиняют Островский, Чехов и другие отстоящие не слишком далеко от них по уровню дарований литераторы. И, разумеется, если играют эти произведения на сцене составляющие блестящий ансамбль великолепные актеры, к которым безусловно причисляем тех, кого мы на прошлой неделе видели на сцене.
Над серыми скалами – белые журавли
Но в репертуаре театра не только комедии, здесь признают все жанры, есть даже три мюзикла. А на малой сцене играют Фриша, Сартра, Камю, такую драматургию зрители тоже любят. Об это на пресс-конференции сказал Владимир Уваров. Кроме того, он много говорил о дружбе, возникающей между театрами после обменных гастролей. Какое счастье, что есть проект «Большие гастроли»: большие коллективы без поддержки государства не могут выезжать в другие города, чтобы показывать свои спектакли.
20 сентября с обменными гастролями во Владикавказ поедет Тверской театр драмы. Труппу, конечно, отвезут к уникальному памятнику братьям Газдановым. Расул Гамзатов, потрясенный историей семьи, потерявшей на войне семь человек, написал свое легендарное стихотворение «Журавли». По его мотивам был создан памятник, где изображена скорбящая о своих детях мать. Образ улетающих в небо журавлей вдохновил и авторов мемориала Советскому солдату во Ржеве, где побывала группа артистов из Владикавказа.
Отвезут тверских артистов и к Эльхотовским воротам, что в часе езды от Владикавказа. Здесь осенью 1942 года в результате тяжелых боев Советская армия разгромила группировку немецко-фашистских войск. Кстати, самое большое количество Героев Советского Союза на душу населения дала именно Осетия.
– Я взволнован и счастлив. Мы были здесь на гастролях 33 года назад, а кажется, что вчера. Приехали и как будто окунулись в юность. Такая же прекрасная Волга, но город стал еще краше – безмерно гармоничный, с удивительно красивой природой и настолько же прекрасной архитектурой. Такое сочетание, что идешь, и душа поет от этой красоты… Приезжайте к нам, – в завершение встречи сказал Владимир Уваров. – Мы покажем вам горы.
12+
Источник: vedtver.ru