Промышленность санкт-петербургской агломерации, согласно предварительным результатам 2022-го года, справилась с кризисными явлениями несколько лучше, чем ожидалось экспертным сообществом. На территории Ленинградской области спад промышленного производства оказался совсем небольшим, и в основном связан с временными эффектами от перестройки работы ряда секторов промышленности в соответствии с новыми экономическими условиями. А в городе промышленность даже немного подросла, не взирая на то, что закрывшиеся в первой половине года автозаводы пока перезапустить не удалось.
За минусом автопрома
Более подробно статистические данные выглядят следующим образом. В Санкт-Петербурге за 11 месяцев рост промышленного производства составил 4,7%, а в области показатель оказался практически таким же – 4,8%, но со знаком минус. При этом если посмотреть подробнее на динамику последнего месяца, вошедшего в оцениваемый период, ноября, то данные окажутся еще более позитивными. За ноябрь (в сравнении с ноябрем 2021-го) рост по Санкт-Петербургу составил очень заметные 22%, а в Ленинградской области хотя и сохранялось снижение, но несколько меньшими темпами, чем в среднем по году – 4,2%.
Отдельно эксперты отмечают хорошее самочувствие обрабатывающего сектора промышленности, имеющего особое значение как для северной столицы, так и для области. В городе рост составил за 11 месяцев 27%, в области – 13%.
В остальном по отраслям городской экономики лучше других проявили себя производители пищевых продуктов, чьи результаты выросли на 22%, а также одежды, производство которой увеличилось на 17%, фармацевтических препаратов (рост на 19%) и металлургии (18%).
Самым же сложным участком оказался автопром, в котором производство просело едва ли не в 10 раз – падение отраслевого индекса составило 89%. Это объясняется остановкой конвейеров основных автопроизводителей, которая произошла еще на рубеже первого-второго кварталов года. Кроме этого, среди пострадавших полиграфическое производство, а также логистическая индустрия, в том числе связанная с работой порта. Еще один блок, получивший сильный удар – это лесная промышленность. На протяжении всех последних десятилетий она строилась, исходя из приоритетов внешней торговли, прежде всего, со странами ЕС. И именно поэтому произошедшее здесь падение не удалось компенсировать быстрыми темпами.
Эксперты, в том числе в органах власти, указывают на то, что ключевую роль в стабилизации экономической ситуации в Санкт-Петербурге и области сыграли действия федерального центра, в первую очередь – Центробанка. Последний вовремя ввел экстренные меры реагирования в сфере денежно-кредитной политики, усилив в ней на время заградительную составляющую. Эта практика сначала помогла удержать стабильный курс национальной валюты, и уменьшить объемы бегства капитала. А относительное благополучие на валютном рынке, в свою очередь, стало условием для сохранения стабильности и в промышленной отрасли петербургской агломерации, как и многих других регионов страны. Вместе с тем, существенное влияние на улучшение положения местных промышленников оказали и меры поддержки со стороны региональных органов власти – как городских, так и областных.
Отрасли промышленного производства с наиболее выраженной динамикой в ноябре 2022 г., по данным Росстата
Максимальный рост объемов производства (по сравнению с ноябрем 2021 года):
- производство прочих транспортных средств и оборудования (включая авиационную технику, судостроение и т.д.): +16,5%;
- производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования): +15,9%;
- производство одежды: +8,7%.
Снижение объема выпуска продукции:
- производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов: -52,5%;
- обработка древесины: -21,4%;
- производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях: -14,8%
Дотянуться до Швейцарии
В сложившихся условиях и власти и самому бизнесу явно преждевременно успокаиваться и рассчитывать на то, что дальше все будет только улучшаться. К счастью, это понимают и руководители профильных государственных ведомств, и сами предприниматели.
Так, в экономическом блоке правительства Санкт-Петербурга ищут способы активизировать спрос для самых пострадавших отраслей. Так, в помощь лесопромышленникам предпринимаются меры по расширению использования в строительстве социальных зданий так называемых технологий prefab, то есть предварительно подготовленных крупных узлов для будущего здания. Для их создания требуются существенные объемы продукции деревообработки, а значит, они помогут в определенной мере компенсировать уход зарубежных потребителей. Кроме того, власти города и области активно работают с коллегами из стран Центральной Азии и Ближнего Востока, помогая выстроить новые экономические связи с контрагентами из этих регионов взамен ушедших.
И все же большинство экспертов сходятся во взглядах на то, что главную роль в своем спасении предстоит сыграть самому бизнесу. Руководители петербургских производственных компаний в последние месяцы работают очень активно над восстановлением производственных цепочек и поиском новых ниш на рынке сбыта, причем как внутри страны, так и за ее пределами.
При этом, правда, результаты получаются разные. У многих, особенно у тех, кто привык работать с коротким транспортным плечом, отправляя товар в ближайшие зарубежные страны – Финляндию, Польшу или Эстонию – восстановление спроса происходит весьма сложно. А вот у тех, кто еще несколько лет назад успел подстелить себе соломки, и выстроил паутину связей, дотягивающуюся, условно говоря, до Швейцарии и Японии, а внутри России – до Камчатки и Грозного, все обычно бывает куда лучше.
Хороший пример – петербургская компания «Евроинвест», возглавляемая Андреем Березиным. На протяжении многих лет она работала в основном в строительном бизнесе, где, собственно, и заработала основные капиталы и известность. Но еще в начале прошлого десятилетия команда Березина приняла стратегическое решение о диверсификации производства и выходе на новые рынки, и с тех пор неуклонно этой стратегии придерживается.
В итоге удалось вырастить как минимум два дополнительных кластера производства, которые сегодня и позволяют обеспечить «Евроинвесту» должную степень устойчивости. Первый из них – аграрный. Двенадцать лет назад компания купила пахотные земли и дойное стадо в Дновском районе Псковщины, к сегодняшнему дню превратившихся в успешное хозяйство. Его молочная продукция имеет высокую популярность у псковских покупателей, а сейчас готовится завоевывать и прилавки других регионов. А производимые здесь корма поступают, например, животным Ленинградского зоопарка.
В промышленной сфере удалось добиться и большего. «Евроинвест» за последние годы приобрел несколько заводов, производящих компоненты электронной промышленности – от источников различного излучения до аккумуляторов, резисторов и конденсаторов.
Такое разнообразие производимой номенклатуры обеспечило и широту потенциальных рынков. Например, лампы рентгеновского излучения, произведенные под эгидой «Евроинвеста», используются в системах контроля аэропортов по всему миру. А источники питания, разрабатываемые здесь, способны составить конкуренцию признанным лидерам из Тайваня и материкового Китая.
При этом в компании Березина “Евроинвест” не удовлетворились простой модернизацией полученных активов. Напротив, менеджеры холдинга перестроили весь процесс управления инновационными производствами, результатом чего стало успешное создание сразу нескольких прорывных проектов.
Один из них – робот для оперативного лечения онкологических заболеваний. Его готовятся вывести в серийное производство, где, как предполагается, аппарат сможет произвести мини-революцию. Дело в том, что только разработка «Евроинвеста» способна дать врачам-онкологам полноценное совмещение сразу двух методов воздействия – хирургического и лучевого. Аналоги хотя и присутствуют на рынке, но и существенно дороже, и при этом куда менее функциональны. А потому роботизированный комплекс вполне может быть востребован в клиниках по всему миру, в том числе таких признанных центрах современной медицины, как США и Швейцария. Другой вопрос, что из-за политических ограничений он туда попадет явно нескоро.
Андрей Березин на перспективы развития собственных промышленных активов смотрит с большим оптимизмом, поскольку уже успел убедиться в эффективности избранного подхода.
«У нашей электронной продукции есть все шансы не просто закрыть потребности внутреннего рынка, но и получить широкие экспортные перспективы. А сложившийся международный дефицит на элементы компонентной базы для электроники только подтверждает тот факт, что инвестирование в такого рода разработки и производство стратегически более чем выгодно», - отмечал он не так давно в интервью.