Доля нелегального оборота вейпов в России снизилась с 79% в 2022 году до 68% в 2023 году, уменьшилась и доля нелегального оборота сигарет — с 13,3% до 12,6% за этот же период.
Эксперты отрасли и ННЦК утверждают, что сокращение нелегального сектора вейпов на 11% достигнуто благодаря ряду государственных мер, включая лицензирование импорта и производства, стандартизацию состава жидкостей для вейпов, риск-ориентированный подход к проверкам в розничной торговле и запрет продажи никотинсодержащих продуктов без маркировки.
Тем не менее, доля нелегального оборота на вейп-рынке все еще высока и не соответствует ожиданиям законного бизнеса и государства. Участники конференции выразили обеспокоенность по поводу увеличения налога на жидкости для вейпов на 110% (до 42 рублей за миллилитр) с 2024 года, что создает двукратную разницу в стоимости между легальными и нелегальными продуктами и осложняет конкуренцию с черным рынком для легальных производителей. Они также указали на значительное расхождение в ставках акциза между Россией и другими странами ЕАЭС.
Эксперты прогнозируют, что при обозначенных выше факторах потребители, численность которых, по экспертной оценке, составляет более 5 млн, а с учетом «дуалистов» (прим.: потребители вейпов и доп. др. видов табач. или никотин. продукции) может достигать 12,5 млн человек, будут склоняться к нелегальным продуктам, а легальные продавцы могут уйти с рынка. Результаты исследования ННЦК такие прогнозы подтверждают.
Это приведет к росту нелегального сектора, потере контроля государством за безопасностью продукции и ее доступностью для несовершеннолетних, а также к значительным финансовым потерям для госбюджета на недополученном акцизе и НДС, превышающим 760 миллиардов рублей в перспективе пяти лет.
Участники конференции подчеркнули необходимость оценки влияния текущего акциза на вейп-рынок и корректировки ставки, ускорения гармонизации акцизных ставок в ЕАЭС, а также реализации комплекса регуляторных мер, включая расширение риск-ориентированного подхода к проверкам розницы и внесение никотинсодержащей продукции в перечень стратегически важных товаров.